Институт Лобби – плюсы и минусы/Lobby Institution – pros and cons

Le premier article d’une série consacrée au Lobby présentée par Mikalai Mikhed, membre du Master Carrières internationales, 2014/2015.

 

« Институт Лобби – плюсы и минусы ».

 

Геополитические реалии, имевшие место в недалеком прошлом и те процессы, которые происходят сейчас на мировой арене, актуализировали вопрос о значимости лоббизма не только в системе политического развития плюралистического современного европейского общества, но и всего мирового сообщества в целом.

Деятельность организаций, занимающихся лоббизмом, щедро финансируется различными группами заинтересованных лиц, с целью оказания влияния на принятия выгодных им решений. Учитывая, что в современном развитом обществе переплетение экономических интересов неразрывно связано с государственно-политическими курсами, то не возможно себе представить, чтобы крупные финансовые организации не пытались бы решать свои проблемы с помощью тесного взаимодействия с представителями власти, тем самым трансформируя демократию как гражданское представительство в политический режим, основами которого являются интересы отдельных лиц.

Наличие неотъемлемой черты при проведении политики рыночной экономики – “неравномерное распределение доходов”, которую государственный аппарат может сдерживать лишь с помощью налогов и льгот, мобилизует лоббискую деятельность транснациональных компаний в выборных органах, проталкивая интересующие их проекты. Тем самым добиваясь льготных кредитов, бюджетной поддержки, государственного страхования и т.д. Нередко игнорируются вопросы здравоохранения, безопасности и защиты окружающей среды в пользу получения дополнительных льгот для бизнеса.

Проталкиванием выгодных решений занимаются не только крупные финансовые корпорации, но и отдельные страны. Так, например, в сентябре 2005 г., во время визита президента Российской Федерации В.В. Путина в Федеративную Республику Германия, было подписано соглашение между РФ и ФРГ о строительстве Nord Stream (газопровод по дну Балтийского моря), что являлось важным фактором, влияющим на политику в регионе. Это позволило России увеличить поставки газа на европейский рынок и снизить зависимость от транзитных государств.

На тот момент пост федерального канцлера ФРГ занимал Gerhard Fritz Kurt Schroder. Уже в декабре 2005 г., фактически сразу после его ухода с поста федерального канцлера ФРГ, было объявлено, что он возглавит комитет акционеров North European Gas Pipeline Company – компания-оператор Северо-Европейского газопровода.

Нельзя не заметить, что институт лобби является механизмом, который обладает множеством технологий воздействия и взаимодействия бизнеса и государства, что в свою очередь является одним из важнейших факторов проявления динамизма современной политики. Этот институт обладает рычагами, которые могут как ускорить, так и поставить в тупик принятие решения практически по любому вопросу.

Adam Smith (1723-1790гг.) был совершенно прав, когда говорил, что экономические процессы стихийны и наличие ”экономических людей”, которые руководствуются своими эгоистическими интересами, позволяет развиваться экономике по вектору прогресса. Необходимо лишь добавить, что когда эти действия выходят за рамки правового поля, снижая уровень правовой и экономической культуры общества, то вектор изменяет свое направление на 180 градусов, направляя экономические и политические процессы в сторону регресса.

Можно с уверенностью сказать, что институт Лобби заслуживает особого внимания со стороны государства, которое должно не только тщательно законодательно оформить его деятельность, но и четко истолковать каждую норму права, которая будет затрагивать деятельность данного института.

Законодательное оформление деятельности Лобби позволит государству не только защитить себя от негативных его влияний, но и максимально использовать плюсы этого института, для достижения главной цели – улучшение уровня жизни граждан.

Николай МИХЕД

—————-

“Lobby Institution – pros and cons”

 

Geopolitical realities, which have taken place in recent memory and which are taking place on the global stage right now, highlight the
significant impact of lobbying not only in the system of political development of pluralistic modern European society, but in the world community in general.

The activity of Lobbyists is generously financed by different groups of interested individuals whose aim is to have an influence over decision making. Taking into account that in modern developed society the economic interests are indissolubly tied to the state and political line, one can hardly imagine that major financial organizations do not try to solve their problems through close interaction with authorities, thus transforming democracy from civil representation into a political regime serving the interests of particular individuals.

A permanent feature in conducting policy of free market economy is the “irregular distribution of incomes” which is regulated by the state machinery through taxes and privileges, encourages lobbying by transnational companies in elective bodies, advancing their projects, thus, receiving credits at a preferential rate, budgetary support, state insurance, etc. Sometimes, instead of issues related to healthcare, safety and environmental protection, additional privileges for business are financed.

Not only major financial corporations, but also some countries advance their profit making decisions. Thus, in September 2005, during V.Putin’s visit in Germany, an agreement between Russia and Germany for the building of Nord Stream (gas pipeline along the bottom of the Baltic Sea) was signed. This agreement has become an important factor influencing regional politics. It enabled Russia to increase gas deliveries to the European market and decrease dependence on transit countries.

At that moment, the Federal Chancellor of the Federal Republic of Germany was Gerhard Fritz Kurt Schroder. In December 2005, shortly after his resignation, it was announced that he would become the Head of the Shareholders’ Committee of North European Gas Pipeline Company, which is an operating company of the North European Gas Pipeline.

It can’t go unnoticed that the Lobby Institution is a mechanism with numerous instruments of influence and interaction between businesses and states, which in turn is one of the most important factors of dynamism of modern politics. This Institution has levers of pressure which can either catalyze or slow the decision making process.

Adam Smith (1723-1790) was right in saying that economic process is spontaneous and presence of “economic people” taking care of their vested interests allows the economy to progressively develop. It is necessary to add that when such activity goes beyond the law, reducing the level of legal and economic culture of the society, causes the situation to completely change, regression of the economic and political processes.

It may safely be said that the Lobby Institution deserves special attention from the State, not only in legislatively prescribing this kind of activity, but also giving a precise interpretation of each legal norm related to activity of this Institution.

Formalization of the Lobbying Activity will allow the State not only to protect itself from negative influence of lobbying, but also to make the most use of this Institution in order to reach the main objective – improvement of the living standards of the people.

 

————

Le Lobbysme : les aspects positifs et négatifs

 

Les réalités géopolitiques qui ont vu jour ces derniers temps et les processus qui s’enclenchent actuellement sur la scène internationale, ont actualisé la question de l’importance du lobbysme non seulement au sein du système, du développement politique de la communauté pluraliste européenne moderne, mais aussi pour la communauté mondiale dans son intégralité.

Les activités des organisations lobbyistes, sont généreusement financées par différents groupes de personnes qui ont pour but d’influencer les décisions politiques à leur propre profit. Et cela, en considération du fait que dans nos sociétés modernes, il existe un réel entrelacement des intérêts économiques et des directions gouvernementales politiques. Il parait impossible d’imaginer que les grandes organisations financières ne tachent pas de résoudre leurs problèmes à l’aide d’une étroite coopération avec les représentants du pouvoir. En faisant cela, on transforme la démocratie, la qualité de la représentation civique, en un régime politique dont les fondements sont constitués des intérêts de personnes particulières.

Les traits inhérents à l’économie de marché en vigueur, dont “ la répartition inégale des revenus”, que le gouvernement ne peut retenir qu’à l’aide d’impôts et de taxes, mobilise l’activité lobbyiste des sociétés transnationales au sein des autorités élues, poussant les projets dont ces sociétés ont besoin. De cette façon, elles cherchent à obtenir des crédits de faveur, le soutien budgétaire, l’assurance d’État, etc… Les problèmes de la protection de l’environnement sont souvent ignorés en faveur de l’obtention des meilleurs régimes fiscaux et bancaires.

Ainsi les grandes corporations financières mais aussi des pays tentent de favoriser des décisions profitables. Par exemple, en septembre 2005 pendant la visite du Président V.V. Poutine en Allemagne, l’accord sur la construction du Nord Stream (gazoduc sur fond de la mer Baltique) a été bâti entre la Russie et l’Allemagne, ce qui est apparu comme un facteur important, pouvant influencer la politique de la région. Cela a permis à la Russie d’augmenter les livraisons de gaz vers le marché européen et de diminuer la dépendance des Etats de transit.

A cette époque, Gerhard Fritz Kurt Schroder occupait le poste du Chancelier Fédéral. En décembre 2005, immédiatement après sa démission de ce poste, on a annoncé qu’il serait président du comité des actionnaires du Nord-Européen Gas Pipelene Company, c’est à dire, de la compagnie-operateur du gazoduc du Nord d’Europe.

On ne peut pas ignorer que l’institution[1] du lobby est un mécanisme auquel appartiennent plusieurs moyens pour influencer les actions et les interactions entre entreprises et Etats. Cela représente un des facteurs les plus importants de la politique de nos jours. Cette institution a des leviers qui peuvent accélérer ou, au contraire conduire à l’impasse l’adoption de solutions sur n’importe quelle question.

Adam Smith (1723-1790) avait parfaitement raison quand il disait que les processus économiques sont spontanés et que la présence des “agents économiques” qui ne se dirigent que par leurs propres intérêts égoïstes, permet à l’économie de se développer par le vecteur du progrès. Il est nécessaire d’ajouter que quand ces actions entravent le respect de la culture juridique et économique, on assiste à un phénomène inverse influençant négativement les processus économiques et politiques.

On peut dire avec assurance que l’institution de lobby mérite une attention particulière de la part de l’Etat qui doit non seulement légaliser ses activités avec un grand soin, mais aussi interpréter exactement chaque norme de droit qui toucherait le champ d’activité de cette institution.

La législation des activités de lobby permettra à l’Etat non seulement de se protéger de cette influence négative (les moins), mais aussi d’utiliser au maximum les côtés forts (les plus) de cette institution pour l’accomplissement d’un but essentiel, c’est à dire l’amélioration de la vie des citoyens.

 

[1] Comme nous l’expliquerons postérieurement

11

Mikalaï Mikhed

Publicités

Un commentaire sur “Институт Лобби – плюсы и минусы/Lobby Institution – pros and cons

Ajouter un commentaire

  1. Понравилась статья. В странах есть бизнес, есть власть, есть НКО, значит должны быть механизмы взаимодействия между ними, должен быть лоббизм, как сфера деятельности, GR («Government relations»). Но:«Лоббирование законов в пользу своих закулисных хозяев, коррупция, интриганство, протекционизм – вот, чем занимается большинство парламентариев всех стран. «…все больше снижается масштаб этих быстро сменяющихся «политических деятелей»; в конце концов на поверхности остался только тип парламентского интригана, вся государственная мудрость которого теперь измерялась только его способностью склеить ту или другую коалицию, т.е. способностью к мелкому политическому торгашеству». Догадываетесь, кем и когда это написано? Что-то изменилось, поумнело ли человечество за прошедший век?»
    Из книги В.В. Воробьева-Брусилова «Размышления дилетанта».

Laisser un commentaire

Entrez vos coordonnées ci-dessous ou cliquez sur une icône pour vous connecter:

Logo WordPress.com

Vous commentez à l'aide de votre compte WordPress.com. Déconnexion /  Changer )

Photo Google+

Vous commentez à l'aide de votre compte Google+. Déconnexion /  Changer )

Image Twitter

Vous commentez à l'aide de votre compte Twitter. Déconnexion /  Changer )

Photo Facebook

Vous commentez à l'aide de votre compte Facebook. Déconnexion /  Changer )

Connexion à %s

Propulsé par WordPress.com.

Retour en haut ↑

%d blogueurs aiment cette page :