La question de l’utilisation des armes par les forces de l’ordre française / Сложности при использовании и применении огнестрельного оружия полицией Франции!

Недавние трагические  события, которые произошли во Франции, указывают нам о наличии трудностей при обеспечении безопасности личности, защиты законных интересов законопослушных граждан и сотрудников полиции.

Должен ли законодатель реагировать, на такого рода события, или проблема в квалификации сотрудников полиции? Возможно ли решить проблему простым ужесточением санкций, или быть может нужно «модернизировать» право исходя из сложившейся ситуации, заполняя существующие пробелы? В данной статье мы постараемся проанализировать основания использования и применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел Франции, которые закреплены в Уголовном кодексе ст. 122, п. 5-7.

Ст. 122-5. – Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое при наличии необоснованного посягательства в отношении него самого или другого лица совершает в то же самое время какое-либо действие, вызванное необходимостью правомерной защиты самого себя или другого лица, за исключением случаев явного несоответствия между используемыми средствами защиты и тяжестью посягательства.

Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое для пресечения совершения преступления или проступка против собственности совершает необходимое действие по защите, иное, чем умышленное убийство, если это действие является строго необходимым для преследуемой цели и используемые средства соответствуют тяжести преступного деяния.

Ст. 122-6. – Действовавшим в состоянии правомерной защиты предполагается тот, кто совершает действия:

п. 1. С целью отразить проникновение, осуществляемое путем взлома, насилия или обмана, ночью в жилище;

п. 2. С целью защитить себя от совершающих кражу или грабеж, сопряженных с применением насилия.

Ст. 122-7. – Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое в условиях наступившей или неминуемой опасности, угрожающей ему самому, другому лицу или собственности, совершает необходимое для своей защиты, защиты другого лица или собственности действие, за исключением случаев явного несоответствия между используемыми средствами защиты и тяжестью угрозы.

В соответствии с данной статьей, регламентирующей основания, касающиеся возможности использования и применения огнестрельного оружия сотрудником правоохранительных органов, можно сказать, что такие действия являются уголовно-правовой мерой (поскольку направлены на пресечения преступления). Применение данных мер связано с прямым вмешательством в действия правонарушителя с целью их прекращения. Правовое основание применения данных мер носит общий характер и не делает разграничения между гражданами и сотрудниками органов внутренних дел.

Учитывая тот факт, что в число профессиональных обязанностей сотрудника правоохранительных органов входит обеспечение правопорядка и пресечение различных по характеру противоправных действий, полицейский или жандарм вынужден предпринимать ряд мер направленных на защиту законных интересов граждан от общественно опасных посягательств со стороны лиц, сознательно и грубо нарушающих закон. В связи с этим, существует мнение о необходимости создания законодателем отдельного нормативно-правового акта, регламентирующего основания для использования и применения огнестрельного оружия.

Так, например, ст. 29 Закона Республики Беларусь “О милиции” № 263-З от 17.07.2007 г. допускает не только применения огнестрельного оружия, для пресечения имеющего место длящегося в настоящее время противоправного деяния, но и использование оружия в превентивных мерах, для предотвращения условий способствующих началу данного деяния.

В соответствии с данной статьей сотрудник органов внутренних дел имеет право на применение оружия, то есть на производство выстрела (выстрелов) из него, в отношении лица:

  1. совершающего нападение на сотрудника органов внутренних дел и (или) иного гражданина, когда их жизнь или здоровье подвергаются опасности;
  2. совершающего нападение в составе группы или нападение, сопряженное с применением оружия либо взрывов, поджогов и иных общеопасных способов;
  3. совершающего действие, непосредственно направленное на насильственное завладение находящимися у сотрудника органов внутренних дел оружием, боеприпасами к нему, боевой и специальной техникой, или специальными средствами;
  4. совершающего захват или удержание лица в качестве заложника;
  5. застигнутого при совершении действий, указанных в пунктах втором–шестом, и пытающегося скрыться, когда в целях избежания задержания это лицо применяет (угрожает применением) оружие, взрывчатое вещество, взрывное устройство или другие предметы, представляющие опасность для жизни или здоровья сотрудника органов внутренних дел или иных граждан;
  6. совершающего побег из-под стражи, конвоя;
  7. не подчинившегося законному требованию сотрудника органов внутренних дел немедленно сдать (положить) оружие, взрывчатое вещество, взрывное устройство или другие предметы, применение которых может угрожать жизни или здоровью сотрудника органов внутренних дел или иных граждан.

Совершение лицом действий, правомерно запрещенных ему сотрудником органов внутренних дел и выражающихся в попытке приблизиться к сотруднику органов внутренних дел ближе указанного расстояния, достать что-либо из одежды или ручной клади. Либо иных действий, которые могут быть истолкованы сотрудником органов внутренних дел как угроза применения насилия, опасного для жизни или здоровья его или иных граждан, предоставляет сотруднику органов внутренних дел право применить оружие в соответствии с настоящим Законом.

Сотрудник органов внутренних дел имеет право на использование огнестрельного оружия, то есть на производство выстрела (выстрелов) из него, для:

подачи сигнала тревоги или вызова помощи;

обезвреживания животного, непосредственно угрожающего жизни или здоровью граждан;

остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель не подчиняется заведомо очевидным для него законным неоднократным требованиям сотрудника органов внутренних дел об остановке транспортного средства и его действия создают реальную угрозу жизни или здоровью граждан либо имеются достоверные данные о том, что транспортным средством управляет лицо, совершившее тяжкое или особо тяжкое преступление.

Сотрудник органов внутренних дел вправе привести оружие в готовность к стрельбе, если считает, что в создавшейся обстановке не исключена возможность его применения или использования.

Запрещается применять или использовать оружие:

при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица;

в направлении складов (хранилищ), содержащих огнеопасные, взрывоопасные, а также сильнодействующие ядовитые вещества, и средства транспортировки этих веществ;

в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения или иных действий, угрожающих жизни или здоровью граждан (1).

В соответствии с этой статьей, мы видим, что использование и применение оружия может является не только пропорциональным ответом полицейского или жандарма на общественно опасные действия совершаемые правонарушителем (как это предусмотрено законодательством Франции). Но также может быть и превентивной мерой (тем самым подвергая правонарушителя психологическому воздействию), которая может стать не только причиной снижения уровня противоправных деяний, но и спасти множество человеческих жизней.

Особенность тех функций и задач, которые стоят перед сотрудниками полиции и жандармерии, которые рискуют ежедневно своими жизнями ради спокойствия граждан и процветания страны,  обязывает законодателя не только вести работу в направлении законодательного оформления деятельности сотрудников полиции и жандармерии. Но и ужесточить санкции за неподчинение законным требованиям сотрудника полиции или жандармерии, тем самым повышая правовую культуру общества и содействуя соблюдению законных прав и свобод законопослушных граждан!!!

Николай МИХЕД

Les événements tragiques qui ont eu lieu récemment en France nous montrent l’existence de difficultés à assurer la sécurité des personnes, la protection des intérêts légitimes des citoyens, respectueux des lois et des forces de l’ordre.

Un législateur doit-il réagir à de tels événements et aux problèmes de la compétence des policiers en matière d’arme? Est-il possible de résoudre le problème par un simple renforcement des sanctions ou faudrait-il «moderniser» le droit, en fonction de la situation et ainsi combler les lacunes? Dans cet article, nous tâchons d’analyser les raisons du port et de l’utilisation des armes à feu par les représentants des forces de l’ordre du ministère de l’intérieur français, qui sont inscrites dans le Code Pénal, art.122, p. 5-7.

Article 122-5 : « N’est pas pénalement responsable la personne qui, devant une atteinte injustifiée envers elle-même ou autrui, accomplit, dans le même temps, un acte commandé par la nécessité de la légitime défense d’elle-même ou d’autrui, sauf s’il y a disproportion entre les moyens de défense employés et la gravité de l’atteinte. N’est pas pénalement responsable la personne qui, pour interrompre l’exécution d’un crime ou d’un délit contre un bien, accomplit un acte de défense, autre qu’un homicide volontaire, lorsque cet acte est strictement nécessaire au but poursuivi dès lors que les moyens employés sont proportionnés à la gravité de l’infraction. »

Article 122-6 : « Est présumé avoir agi en état de légitime défense celui qui accomplit l’acte : 1° Pour repousser, de nuit, l’entrée par effraction, violence ou ruse dans un lieu habité ; 2° Pour se défendre contre les auteurs de vols ou de pillages exécutés avec violence. »

Article 122-7 : « N’est pas pénalement responsable la personne qui, face à un danger actuel ou imminent qui menace elle-même, autrui ou un bien, accomplit un acte nécessaire à la sauvegarde de la personne ou du bien, sauf s’il y a disproportion entre les moyens employés et la gravité de la menace. »

En vertu de cet article qui réglemente les raisons de la possibilité du port et de l’utilisation d’armes à feu par les forces de l’ordre, on peut dire que de telles actions relèvent de mesures pénales (comme crééés pour prévenir une infraction pénale). L’application de ces mesures vise à interrompre de façon directe les actions du délinquant qui s’apprête à realiser une infraction. La base juridique de l’application de ces mesures est de portée générale et ne fait pas de distinction entre les citoyens et les agents des forces de l’ordre.

En tenant compte du nombre de tâches des cadres de police et de leurs spécificités, comprenant l’application de la loi et la prévention de divers actes illégaux, un policier ou un  gendarme doit prendre une série de mesures visant à protéger les intérêts légitimes des citoyens contre des attentats, par des personnes qui violent la loi brutalement et de manière flagrante. À cet égard, certains pensent qu’il y a une nécessité de créer un acte juridique particulier pour la réglementation du port et de l’utilisation des armes à feu.

Par exemple, l’art. 29 de la Loi de République de Biélorussie 263-3 du 17.07.2007 « Sur milice » permet non seulement l’emploi des armes à feu pour empêcher l’acte illicite mais aussi l’utilisation des armes dans des mesures préventives pour éviter des conditions propices au début de l’acte.

Conformément à cet article, les forces de l’ordre ont le droit de faire feu à l’encontre d’une personne:

1) qui s’attaque aux forces de l’ordre et (ou) à tout autre citoyen quand leur vie ou leur santé est en danger;

2) qui mène des attaques en groupe ou une attaque impliquant l’utilisation d’armes, explosifs, incendies criminels et d’autres méthodes dangereuses;

3) qui accomplit des actions visant directement à la saisie violente d’armes, appartenant à des agents de police, de leurs munitions, d’équipement spécial et de combat et d’installations spéciales;

4) qui commet une prise d’otage par la capture et la détention d’une personne;

5) qui est surpris dans la réalisation des actions indiquées aux points 2) à 6), et qui essaie de se cacher pour éviter d’être arrêté en menaçant d’utiliser armes, explosifs, engins explosifs ou d’autres objets qui constituent une menace pour la vie ou la santé des agents de police ou d’autres citoyens;

6) qui s’échappe d’une garde, d’un convoi;

7) qui refuse de se soumettre à la demande légitime des agents de police de se rendre et de poser immédiatement armes, explosifs, engins explosifs ou d’autres objets dont l’utilisation peut menacer la vie ou la santé des agents des forces de l’ordre ou d’autres citoyens.

L’exécution de cette action est interdite légitimement par les agents des forces de l’ordre et est vu comme une tentative d’approcher l’agent de police à distance suffisamment proche pour sortir toute chose de ses vêtements ou d’un bagage à main et toutes autres actions qui pourraient être interprétées par l’agent de police comme une menace qui mènerait à l’emploi de la force, justifiée par un danger pour sa vie ou sa santé, ou celle des autres citoyens. Ainsi, cela autorise les agents de police à utiliser leurs armes conformément à la présente loi.

Un policier a le droit d’utiliser des armes, c’est-à-dire de faire feu, en cas de:

– signal d’alarme ou d’appel à l’aide;

– élimination d’un animal, menaçant directement la vie ou la santé des citoyens;

– arrêt d’un véhicule (dommages sur le véhicule qui l’oblige à s’arrêter) si le conducteur n’obéit pas aux demandes légitimes, évidentes et répétées d’un policier pour arrêter le véhicule et si ses actions constituent une menace réelle pour la vie ou la santé des citoyens ou s’il y a des preuves que le véhicule est conduit par une personne qui a commis un crime grave ou très grave.

Un policier a le droit de porter une arme prête à tirer s’il estime que la situation ne peut pas exclure la possibilité de son utilisation.

Il est interdit d’utiliser une arme:

– dans les lieux et sites à forte concentration de personnes où des citoyens peuvent être attaqués;

– en direction de dépôts (stockages) contenant des substances inflammables, explosives et hautement toxiques et des moyens de transport de ces substances;

– contre les femmes, les personnes avec des signes évidents d’handicap, les mineurs quand leur âge est évident ou connue, sauf les cas de perpétration des attaques armés ou collectives par ces personnes, ou d’autres actes mettant en danger la vie ou la santé des citoyens(1).

Conformément à cet article, nous voyons que le port et l’utilisation des armes peuvent être non seulement une réponse proportionnelle du policier ou du gendarme aux actes dangereux, commis par le délinquant ou criminel (comme prévu par la législation française), mais aussi peut prendre une forme de mesure préventive (exposant ainsi le délinquant à des effets psychologiques), ce qui peut devenir la cause de la répression du crime et peut sauver des vies.

La particularité des fonctions et des tâches que doivent accomplir les cadres de police et de gendarmerie, qui risquent leur vie chaque jour pour la tranquillité des citoyens et la prospérité du pays, oblige le législateur à travailler non seulement à la légitimation des activités de la police et de la gendarmerie mais aussi à l’intensification des peines pour insoumission aux demandes légitimes de la police ou de la gendarmerie, augmentant ainsi la culture juridique de la société et contribuant au respect des droits légitimes et des libertés des citoyens respectueux des lois!

Mikalai MIKHED

(1) L’art. 29 de la Loi de République de Bielorussie 263-3 du 17.07.2007 « Sur milice » ,  http://kodeksy-by.com/zakon_rb_ob_organah_vnutrennih_del/29.htm

Publicités

Laisser un commentaire

Entrez vos coordonnées ci-dessous ou cliquez sur une icône pour vous connecter:

Logo WordPress.com

Vous commentez à l'aide de votre compte WordPress.com. Déconnexion /  Changer )

Photo Google+

Vous commentez à l'aide de votre compte Google+. Déconnexion /  Changer )

Image Twitter

Vous commentez à l'aide de votre compte Twitter. Déconnexion /  Changer )

Photo Facebook

Vous commentez à l'aide de votre compte Facebook. Déconnexion /  Changer )

Connexion à %s

Créez un site Web ou un blog gratuitement sur WordPress.com.

Retour en haut ↑

%d blogueurs aiment cette page :