СТАТЬЯ № 2 Минусы и плюсы Лобби/ Article n°2. Les points négatifs et les points positifs du lobbying

Вторая статья посвященная «Лобби». Михед Николай membre du Master Carrières internationales, 2014/2015, Université d’Auvergne.

Le deuxième article consacré au lobbying écrit par Mikalaï Mikhed, Université d’Auvergne, membre du Master Carrières internationales, 2014/2015.

Минусы Лобби

1. Как мы уже приводили пример в первой статье, лоббизм может стать инструментом удовлетворения интересов иностранных государств, транснациональных компаний в ущерб отдельным государствам.

2. Лобби может стать инструментом неправового воздействия на государственные органы. Можно выделить два способа:

воздействие может оказываться при помощи коррупции, снижая уровень правовой культуры общества, тем самым разрушая государство изнутри. Также коррупция имеет свои негативные последствия для принципа разделения властей в государстве, который призван обосновать такое устройство государства, которое исключало бы возможность узурпации власти любым органом государства.

наличие «пробелов» в нормативно-правовой базе и владение узким кругом лиц бюджетно-образующих секторов экономики государства, создает возможность воздействия на принятие государственных решений, тем самым препятствуя развитию государства. Так, например, в Украине 23.07.2014 группа Приват, одним из основных акционеров которой является Игорь Коломойский, остановила продажу топлива практически на всех своих 1600 АЗС. Учитывая что группа Приват, контролирует 22% всех АЗС в Украине, одновременная остановка всех заправок вызвала очереди за топливом в ряде регионов. Официально озвученная группой Приват версия – инвентаризация, проводимая на заправках группы.

Действия группы Приват – можно оценить, как попытку надавить на Кабинет министров Украины. Так как 24.07.2014 в Парламенте Украины рассматривался законопроект, предусматривающий увеличение рентных платежей для нефте-газодобывающих компаний до 70%. Эта инициатива затрагивает и компанию Укрнафта – основной нефтедобывающий актив «Коломойского и Ко».

« Если этот закон будет принят, компания Укрнафта будет вынуждена заплатить в бюджет дополнительно более 3,5 млрд грн, – говорит аналитик консалтинговой компании Ньюфолк Геннадий Кобаль. – Это может сделать бизнес нерентабельным ».

« Нельзя исключать, что такой шаг (прекращение продаж на всех АЗС) группа Приват делает с целью давления на власть для усиления своей позиции по вопросам бизнеса, – считает директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн. – Я полностью исключаю вероятность возникновения ситуации, когда во всех регионах, на всех АЗС одновременно закончились все марки нефтепродуктов ».

Это уже не первый подобный инцидент. В 2008 году группа Приват на один день закрыла все заправки в Днепропетровской области (здесь доля рынка более 50%). Это совпало по времени с обострением конфликта за Кременчугский нефтеперерабатывающий завод (занимавшая в то время пост премьер-министра Юлия Тимошенко пыталась вернуть предприятие под контроль государства).

« В то время Антимонопольный комитет ничего не предпринял для недопущения подобных рецидивов, – отмечает Куюн. – Все прекрасно знают, что под разными брендами работает единая сеть, занимающая в половине областей Украины монопольное положение »[1].

3. Лоббизм может стать инструментом поглощения сильными предприятиями более слабых, что может привести к возникновению монополии.

4. При монополизации бизнеса и владении бюджетно-образующими секторами узким кругом лиц, лоббизм может стать причиной трансформации демократии как гражданского представительства в политический режим, основами которого будут являются интересы отдельных лиц.

5. При отсутствии законодательного оформления деятельности лобби, лоббизм может стать причиной возникновения социальной несправедливости и содействовать росту социальной напряженности.

6. При использовании Медиа-ресурсов, лобби могут влиять на формирование общественного мнения, путем предоставления и аргументации выгодной для них информации, тем самым влияя на законодательную и исполнительную ветви власти. Стоит сказать, что использование группами Лобби медиа может привести к появлению несанкционированных протестных акций и стать причиной дестабилизации обстановки в стране.

Плюсы Лобби

1. Лобби может быть инструментом взаимодействия между ветвями власти (при условии отсутствия элементов коррупции), активизируя группы, представляющие различные интересы в министерствах и депутатских комитетах, тем самым создавая взаимовыгодное сотрудничество и достижение консенсуса при принятии управленческих решений, что вполне соответствует нормальной политической жизни и способствует сохранению равновесия различных сил.

2. Может выступать в роли механизма развития, активизируя принятия решений по каким-либо процессам, тем самым ускоряя осуществление проектов.

3. Лобби может являться инструментом в направлении развития. Лоббирование, посредством средств массовой информации, заставляет обратить внимание на проблемные моменты, может стать источником для законодателей, информируя их о том, что происходит на разных уровнях общества. Такая деятельность Лобби является не только определением «направления развития», но и заставляет государство оперативно реагировать и решать различные проблемы.

4. Деятельность Лобби может являться инструментом для обеспечения и защиты интересов меньшинств, региональных интересов, профсоюзов и т.д.

Михед Николай

________________

Les points négatifs et positifs du Lobbying 

Les points négatifs

1. Comme cité déjà dans le premier article, le lobbyisme peut devenir l’outil de la satisfaction des intérêts des États étrangers et des compagnies multinationales au détriment des États.

2. Le lobby peut devenir l’outil de l’influence illégale sur les administrations. On peut mettre en relief deux moyens :

– L’influence peut s’exercer à l’aide de la corruption, en réduisant le niveau de la culture juridique de la société, en détruisant alors l’État de l’intérieur. Aussi, la corruption aboutit à des conséquences négatives sur le principe de la division des pouvoirs étatiques ce qui impliquerait l’usurpation du pouvoir par n’importe quel organisme de l’État.

– Les lacunes dans la base normativo-juridique et la possession par un cercle étroit de personnes des secteurs qui forment le budget de l’État créent la possibilité d’une influence sur la prise de décision étatique, empêchant alors le développement de l’État. Ainsi, par exemple, en Ukraine le 23 juillet 2014, le groupe Privat, dont un des actionnaires principaux est Igor Kolomojsky, a pratiquement arrêté la vente du combustible sur toutes les 1600 pompes à essence. En prenant en considération que le groupe Privat contrôle 22 % de toutes les pompes à essence ukrainiennes, leur arrêt simultané a provoqué de longues files d’attente dans un grand nombre de régions. La version officielle donnée par le groupe Privat est l’inventorisation ayant eu lieu sur les pompes d’essence du groupe.

On peut considérer les actions du groupe Privat comme une tentative de pression sur le l’Etat ukrainien. En effet, le 24 juillet 2014, devant le Parlement ukrainien, était présenté le projet de loi prévoyant l’augmentation des paiements de rente pour les compagnies de gaz de pétrole jusqu’à 70%. Cette initiative touche également la compagnie Oukrnafta – le principal pétrolier «Kolomojsky et Ko». « Si cette loi est acceptée, la compagnie Oukrnafta sera obligée de payer à l’Etat un supplément de plus de 3,5 milliards hryvnia, – affirme l’analyste de la compagnie de conseil N’jufolk Gennady Kobal. Cela peut rendre le business non rentable ».

« On ne peut pas exclure que le groupe Privat fasse un tel pas – l’arrêt des ventes sur toutes les pompes d’essence – pour faire pression sur le pouvoir afin de renforcer sa position sur les questions du business, signale le Directeur du Groupe de conseil А-95 Sergey Koujun. – J’exclus entièrement la probabilité d’arriver à la situation, quand dans toutes les régions, sur toutes les pompes d’essence se sont achevées simultanément toutes les marques des produits pétroliers ».

Ce n’est pas le premier incident de la sorte. En 2008, le groupe Privat a fermé pendant 24h toutes les pompes d’essence de la région de Dnepropetrovsk (ici, sa part du marché était de plus de 50 %). Au même moment, on assistait à l’aggravation du conflit concernant l’usine pétrolière Krementchougsky ; en effet, Julia Timochenko, occupant alors le poste de Premier-ministre, tentait de mettre l’entreprise sous contrôle étatique.

« À cette époque-là, le comité Antitrust n’a rien entrepris pour éviter de pareilles récidives, – confirme Koujun. Tout le monde sait parfaitement que, derrière ces différentes marques, ce sont les mêmes personnes et donc la même interconnexion qui occupent la position exclusive et ce, dans la moitié des régions ukrainiennes  » [1].

3. Le lobbyisme peut devenir l’outil de l’absorption des entreprises plus faibles par les plus fortes, ce qui peut amener à l’apparition d’un monopole.

4. Le monopole et la possession des secteurs économiques clés par un cercle étroit de personnes peuvent devenir la cause de la transformation de la démocratie en une représentation civile du régime politique, ce qui favoriserait les intérêts de certaines personnes.

5. Le lobbyisme peut également enclencher l’apparition de l’injustice sociale et donc de tensions sociales.

6. En utilisant les médias, les lobbies peuvent influencer la formation de l’opinion publique, par l’emploi d’arguments avantageux à leur égard et en influençant les branches législatives et exécutives du pouvoir. L’utilisation des médias par les groupes de lobby peut aboutir à l’apparition d’actions non sanctionnées de protestation et ainsi devenir la cause de la déstabilisation du pays.

Les points positifs

1. Le Lobbyisme peut être un outil de coopération entre les branches du pouvoir (à condition d’exclure la corruption). En effet, il peut permettre à des groupes présentant divers intérêts d’exprimer leur point de vue et ainsi, de créer une coopération mutuelle avantageuse à l’aide d’un consensus sur la prise de décisions. Ce concept correspond tout à fait à une vie politique normale et contribue à la préservation de l’équilibre des diverses forces.

2. Le Lobbyisme peut également incarner le développement. En effet, cette prise de décision peut accélérer la réalisation de projets.

3. Le lobby peut être également un outil pour le progrès et pour la défense de certaines causes et ce, grâce aux médias. En effet, ce genre de lobby oblige le législateur à prêter attention puisqu’ils sont informés de ce qu’il se passe aux différents niveaux de la société. Une telle activité du Lobby correspond non seulement à la définition de « la direction du développement », mais aussi à ce que l’État réagisse rapidement et résolve ces divers problèmes.

4. Enfin, l’activité de lobbyisme peut être considéré comme un outil dans la garantie et la défense des intérêts des minorités, des intérêts régionaux, des syndicats etc.

A suivre…

Mikalai Mikhed

[1] Article «Зачем Коломойкому бензиновый кризис», Le journal FINOBZOR 24/07/2014, http://www.finobzor.com.ua/obzori/nid/1423/

Un commentaire sur “СТАТЬЯ № 2 Минусы и плюсы Лобби/ Article n°2. Les points négatifs et les points positifs du lobbying

Ajouter un commentaire

  1. The article is good and as relevant as ever (especially in relation to Ukraine)! Politics and business in Ukraine are so indivisible, that almost 70%% Ukrainian laws are contained by the elements of lobbyism. In spite of the fact that this phenomenon, as such, legally in a country does not exist, businessmen, frequently, defend the interests « from deputy arm-chairs » in parliament and ministerial cabinets. The separate Ukrainian private companies, and even physical persons began to engage in the same, what analogical professional lobbyist companies engage in the USA. But if in the United States this activity is quite transparent and comes true in the legal field, then in Ukraine it is done somehow secretly and it unknown, as far as justly. Therefore, I am convinced, that Ukraine must as quick as possible pass an act about lobbyism. What be more, it also would be able to help and in a fight against a corruption. Indeed, there are such points of view of experts in accordance with that first of all it would be necessary to obtain successes with a fight against a corruption in Ukraine, and then already to expect arrangement at lobbyism. It is otherwise possible to get another, but fully legal protection for a corruption. In fact in itself all measures of bringing lobbyism over in the mainstream of registration, informing and other does not eliminate possibility of corruption…

Répondre à Jeanne Annuler la réponse.

Créez un site Web ou un blog gratuitement sur WordPress.com.

Retour en haut ↑